Орган по подтверждению соответствия систем менеджмента ТОО «Растама-Серт»
8 (7212) 908-762
8 (700) 0-908-762
8 (700) 0-908-765
с 9:00 до 18:00
rast.sert@gmail.com
карта проезда
<h1>Значительные и незначительные несоответствия</h1>
<div>Значительное несоответствие – это отсутствие или неприменение какого-либо из требований стандартов системы менеджмента. 
Примеры значительных несоответствий:</div>
<a href="/node/562" class="read_more_y"></a> <h1>Порядок рассмотрения жалоб и апелляций</h1>
<div>При возникновении спорных вопросов касательно деятельности по сертификации систем менеджмента заказчик имеет право подать в орган по подтверждению соответствия систем менеджмента Товарищества с ограниченной ответственностью «РАСТАМА-СЕРТ» (далее – ОПС СМ) жалобу или апелляцию в письменной форме...</div>
<a href="/node/566" class="read_more_y"></a> <h1>Требования к сохранению конфиденциальной информации</h1>
<div> ОПС СМ в своей деятельности руководствуется принципами и требованиями к конфиденциальности, приведенными в СТ РК 1646-2007.</div>
<a href="/node/563" class="read_more_y"></a> <h1>Требования к раскрытию информации</h1>
<div> ОПС СМ в своей деятельности руководствуется принципами и требованиями к раскрытию информации, приведенными в СТ РК ИСО/ОТУ 17004-2008.</div>
<a href="/node/564" class="read_more_y"></a> <h1>Порядок представительной выборки производственных площадок объекта оценки соответствия</h1>
<div>Выборка производственных площадок объекта оценки соответствия в органе...</div>
<a href="/node/790" class="read_more_y"></a> <h1>Приостановление, отмена действия, переоформление сертификата соответствия, расширение и сокращение области сертификации</h1>
<div></div>
<a href="/node/792" class="read_more_y"></a> <h1>Перечень документов и сведений для анализа документации СМ</h1>
<div> Руководство по качеству/менеджменту, включая Политику и Цели в области качества/менеджмента... </div>
<a href="/node/565" class="read_more_y"></a> <h1>Требования к беспристрастности</h1>
<div>ОПС СМ ответственен за беспристрастность своих действий при оценке соответствия и не позволяет коммерческому, финансовому или другому давлению поставить под угрозу беспристрастность.</div>
<a href="/node/770" class="read_more_y"></a> <h1>Процессы аудита</h1>
<div>Основная цель сертификации систем менеджмента (далее – СМ) – обеспечение уверенности всех сторон в том, что СМ соответствует заданным требованиям. Ценность сертификации заключается в степени доверия общества, которая обеспечиваются за счет беспристрастной и компетентной оценки третьей стороной. Деятельность органа по подтверждению соответствия систем менеджмента...</div>
<a href="/node/791" class="read_more_y"></a>

Процессы аудита

Основная цель сертификации систем менеджмента (далее – СМ) – обеспечение уверенности всех сторон в том, что СМ соответствует заданным требованиям. Ценность сертификации заключается в степени доверия общества, которая обеспечиваются за счет беспристрастной и компетентной оценки третьей стороной. Деятельность органа по подтверждению соответствия систем менеджмента Товарищества с ограниченной ответственностью «РАСТАМА-СЕРТ» (далее - ОПС СМ) по подтверждению соответствия СМ заказчиков определяется принципами, изложенными в СТ РК ISO/IEC 17021-1, которые являются основой надежной сертификации.

1 Предварительные меры по сертификации

Заявка на сертификацию СМ подается заказчиком в ОПС СМ вместе с исходными данными предприятия, комплектом документов СМ (как минимум организационная структура, политика и цели, руководство по СМ, документированные процедуры) и заполненным листом оценки.

ОПС СМ запрашивает у заказчика, подавшего заявку, дополнительную информацию для установления и/или подтверждения:

а) указанной области сертификации (например, лицензию на осуществляемые виды деятельности, сертификаты на продукцию и пр.);

б) соответствующих данных о заказчике, включающих сведения о производственных площадках, процессах и деятельности (технологические регламенты и инструкции), человеческие и технические ресурсы (штатная расстановка организации, парк действующего оборудования, паспорта на оборудование и пр.), функции и взаимосвязи в рамках более крупной структуры, при наличии таковой (организационная структура, положения о подразделениях и т.д.) и любых соответствующих юридических обязательствах;

в) если применимо, степени интегрированности СМ;

г) сведений обо всех процессах, переданных сторонним организациям, которые могут влиять на соответствие требованиям (при наличии таковых);

д) нормативных документов или других требований, на соответствие которым планируется сертификация;

е) предоставления консультационных услуг по вопросам систем менеджмента соответствующими организациями или лицами.

После регистрации заявки руководитель ОПС СМ проводит анализ заявки и дополнительной информации о сертификации.

После анализа заявки ОПС СМ принимает по ней решение. О положительном решении по заявке заказчик информируется приемлемым для ОПС СМ и заказчика способом (посредством электронного сообщения, телефонного звонка, личной встречи с заказчиком и пр.). Отклонение заявки оформляется в виде извещения с указанием причин отказа, которые должны быть разъяснены заказчику.

Если у организации заказчика имеются многочисленные производственные площадки, осуществляющие аналогичную деятельность и являющиеся объектами общей СМ, руководитель ОПС СМ проводит выборку этих площадок.

При проведении процедуры подтверждения соответствия разрабатывается программа аудитов для четкого определения аудиторской деятельности, требуемой для демонстрации того, что СМ заказчика отвечает требованиям к сертификации по выбранному стандарту.

Программа аудитов для трехлетнего цикла сертификации охватывает требования всей СМ.

Программа аудитов включает двухэтапный первичный аудит, инспекционные аудиты в течение первого и второго годов сертификации и ресертификационный аудит в течение третьего года, до истечения срока действия сертификата соответствия.

Руководитель ОПС СМ определяет время, необходимое для планирования и проведения полного и результативного аудита СМ заказчика.

При положительном решении о принятии заявки заказчику направляется подписанный директором ТОО договор в 2-х экземплярах. Стоимость работ определяется индивидуально с каждым заказчиком и зависит от масштаба организации, области сертификации, месторасположения заказчика, наличия производственных площадок. После поступления денежных средств на расчетный счет ТОО в размере, указанном в договоре, ОПС СМ приступает к планированию аудита СМ заказчика.

Если аудит признан осуществимым, руководителем ОПС СМ подбирается аудиторская команда. Сформированный состав команды по аудиту отражается в листе согласования состава команды по аудиту, который утверждается руководителем ОПС СМ и направляется на согласование заказчику.

Заказчик аудита, проверяемая организация могут попросить/потребовать о замене конкретных членов команды по аудиту на основаниях, исходя из принципов сертификации СМ. Примеры оснований включают ситуации конфликта интересов (например, член команды по аудиту – бывший работник проверяемой организации, или оказывал ей консультационные услуги) и неэтичное поведение в прошлом. Такие основания должны быть доведены до сведения руководителя команды по аудиту и до лиц, ответственных за руководство программой аудита, которые должны разрешить данную ситуацию совместно с заказчиком. Все претензии к составу команды по аудиту должны быть решены до начала этапа 1.

При проведении аудита на месте у каждого члена команды по аудиту должен быть сопровождающий, если иное не предусмотрено между руководителем команды по аудиту и аудитируемой организацией.

Присутствие наблюдателей при проведении аудита на месте должно быть обосновано и согласовано ОПС СМ и аудитируемой организацией до начала проведения проверки.

Первичная сертификация включает в себя 2 этапа:

Этап 1:

а) анализ деятельности Заказчика;

б) аудит документации СМ;

в) составление отчета по этапу 1.

Этап 2:

а) разработка, согласование и утверждение плана аудита;

б) аудит на месте;

в) рассмотрение результатов аудита;

г) составление отчета по аудиту;

д) выдача сертификата соответствия СМ (в случае положительных результатов).

2 Этап 1 первичного сертификационного аудита

Этап 1 проводят по полученным вместе с заявкой материалам с учетом требований нормативного документа на сертифицируемую СМ, нормативной документации на выпускаемую заявителем продукцию, сведений о качестве продукции/услуг, соблюдения требований безопасности производства, экологических требований, прочих данных, полученных из независимых источников (в зависимости от заявляемой области сертификации).

В рамках этапа 1 команда по аудиту проводит аудит документации заказчика для определения соответствия документированной системы критериям аудита. Документация может включать соответствующие документы СМ, включая отчетные, и отчеты по предыдущим аудитам. Анализ должен учитывать размер, тип и сложность организации, а также цели и объем аудита.

При аудите интегрированной системы менеджмента (далее – ИСМ) на этапе 1 команда по аудиту должна подтвердить степень ее интегрированности. На основе отчетных данных команды по аудиту руководитель ОПС СМ анализирует и, при необходимости, изменяет продолжительность аудита, рассчитанную на основании заявочных данных.

Для достижения целей этапа 1 может потребоваться посещение организации заказчика (например, при сертификации системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья).

Если на этапе 1 выявлены незначительные несоответствия, ОПС СМ устанавливает сроки их устранения, но не более 30 календарных дней.

При выявлении значительных несоответствий на этапе 1 срок устранения несоответствий может быть увеличен до 90 календарных дней. В связи с чем ОПС СМ может потребоваться дополнительное время на пересмотр запланированных мероприятий этапа 2. Наличие значительных несоответствий влечет за собой необходимость полного или частичного повторения этапа 1.

Результаты этапа 1 могут привести к переносу или аннулированию этапа 2. Данный факт отражается в отчете по этапу 1.

3 Этап 2 первичного сертификационного аудита

План аудита составляет руководитель команды по аудиту на основании результатов этапа 1.

План аудита направляется заказчику за пять рабочих дней до начала аудита для согласования.

3.1 Проведение аудита на месте

3.1.1 Проведение вступительного совещания

Вступительное совещание проводится в присутствии членов команды по аудиту с участием руководства аудитируемого или, если применимо, лиц, ответственных за функции или процессы, подлежащие проверке.

Цели совещания:

а) подтверждение плана аудита;

б) краткое изложение действий по аудиту;

в) подтверждение каналов связи;

г) обеспечение возможности для аудитируемого задать вопросы.

Совещание должно быть официальным и должен быть составлен список присутствующих. Председательствовать на совещании должен руководитель команды по аудиту.

Степень детализации вступительного совещания зависит от осведомленности аудитируемой организации о процессе аудита.

Протокол составляется в 2-х экземплярах (по одному экземпляру для ОПС СМ и аудитируемой организации).

3.1.2 Сбор и проверка информации

В процессе проведения аудита, информация, относящаяся к целям, области и критериям аудита, включая информацию по взаимодействию функций, видов деятельности и процессов, должна собираться методом соответствующей выборки и должна быть проверяема. Только проверяемая информация может стать свидетельством аудита.

Методы сбора информации включают:

- интервью;

- наблюдение за деятельностью;

- анализ документации, включая записи.

Выбранные источники информации могут различаться в зависимости от объема и сложности аудита и могут включать следующее:

а) интервью с сотрудниками и другими лицами;

б) наблюдение за деятельностью, производственной средой и условиями;

в) документы, такие как политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии и разрешения, спецификации, чертежи, контракты и приказы;

г) записи, такие как протоколы контроля, протоколы совещаний, отчеты по аудитам, записи по программам мониторинга и результаты измерений;

д) сводки данных, анализы, индикаторы работы;

е) информация по программам выборочного контроля аудитируемой организации и процедурам выборочного контроля и измерений;

ж) данные из других источников, например, обратная связь с потребителем, другая актуальная информация от внешних сторон и оценка поставщиков;

и) компьютерные базы данных и веб-сайты;

к) имитация и моделирование.

3.1.3 Формирование наблюдений аудита

Наблюдения аудита могут указывать либо на соответствие, либо на несоответствие критериям аудита.

Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита регистрируются в протоколах о несоответствии/уведомлении. Несоответствия должны быть проанализированы совместно с представителем аудитируемой организации для получения подтверждения того, что свидетельства аудита верны и несоответствия понятны.

3.1.4 Подготовка заключений по результатам аудита

Несоответствия классифицируются и оцениваются как значительные и незначительные. Кроме того заключения аудита, касающиеся возможных отклонений, классифицируются как уведомления.

Повторение незначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же процессом СМ) в нескольких подразделениях дает основание для перевода их в значительное несоответствие.

Заключение по результатам аудита оформляется в виде акта по аудиту. Акт подписывают руководитель команды по аудиту и члены команды и представляют для ознакомления и подписи руководителю проверяемой организации или его представителю. Акт подготавливается в двух экземплярах, один экземпляр которого передают аудитируемой организации (заказчику), другой подшивается в дело.

3.1.5 Проведение заключительного совещания

В ходе заключительного совещания под председательством руководителя команды по аудиту должны быть представлены заключения по результатам аудита, включая рекомендации по сертификации, таким образом, чтобы они были понятны и признаны аудитируемой организацией. Участниками заключительного совещания должны быть руководство организации, а также, если это целесообразно, лица, ответственные за функции и процессы, подлежащие проверке.

Совещание должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих.

Любые разногласия в отношении наблюдений аудита и/или заключений по результатам аудита между командой по аудиту и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, если возможно, разрешены. В противном случае все мнения должны быть зарегистрированы.

Протокол заключительного совещания составляется в 2-х экземплярах (по одному экземпляру для ОПС СМ и аудитируемой организации).

4 Действия с несоответствиями

При обнаружении одного значительного или 10 и более незначительных несоответствий СМ аудитируемой организации не может быть признана соответствующей требованиям нормативной документации по СМ и аудитируемая организация не может претендовать на получение сертификата соответствия СМ.

Аудитируемая организация должна провести анализ причин значительных несоответствий и разработать коррекции и корректирующие действия по их устранению. В случае если проверка выполнения коррекций и корректирующих действий в отношении значительных несоответствий невозможна в течение шести месяцев после последнего дня этапа 2, возникает необходимость повторного проведения этапа 2 перед рекомендацией сертификации. Этот пункт отражается в договоре на проведение работ по сертификации.

При обнаружении менее 10 незначительных несоответствий, аудитируемая организация после анализа причин несоответствий разрабатывает коррекции и корректирующие действия и записывает их в раздел 3 протокола о несоответствии/уведомлении рукописным способом. Срок выполнения корректирующих действий не должен превышать 30 календарных дней с момента последнего дня этапа 2.

После выполнения коррекций и корректирующих действий проверяемая организация предъявляет руководителю команды по аудиту отчёт и свидетельства устранения несоответствий.

Если представленного отчета недостаточно для подтверждения выполнения коррекций и корректирующих действий, может потребоваться посещение организации и проверка их фактического выполнения.

Срок анализа и проверки отчёта и свидетельств устранения несоответствий, предъявленных аудитируемой организацией, не должен превышать 10 рабочих дней.

В случае подтверждения фактов выполнения коррекций и корректирующих действий и устранения несоответствий и их причин, руководитель команды по аудиту делает соответствующую запись в разделе 4 протокола о несоответствии/уведомлении.

5 Утверждение и рассылка отчета по аудиту

Отчет по аудиту является собственностью ОПС СМ. Члены команды по аудиту, и все получатели отчета должны учитывать и обеспечивать конфиденциальность содержания отчета.

Отчет составляется в 2-х экземплярах, один из которых выдается заказчику.

6 Завершение аудита

Аудит считается завершенным, если все действия, установленные планом аудита, выполнены, и отчет по аудиту разослан.

7 Последующие действия после аудита

Критерием для принятия решения по сертификации является отсутствие несоответствий или выполнение аудитируемой организацией коррекций и корректирующих действий в согласованные сроки. Все выполненные коррекции и корректирующие действия должны быть верифицированы и одобрены ОПС СМ.

Наличие уведомлений не влияет на принятие положительного решения о выдаче сертификата соответствия.

8 Выдача сертификата соответствия и знака сертификации

При положительных результатах аудита ОПС СМ выдает заказчику сертификат соответствия (далее – СС) на бланке строгой отчетности установленной формы.

При получении СС сертифицированный заказчик заполняет расписку о получении сертификата соответствия СМ.

Вместе с СС сертифицированному заказчику выдается знак сертификации на электронном носителе с краткой инструкцией по применению знака.

9 Проведение работ по инспекционному аудиту

Инспекционный аудит (далее – ИА) сертифицированной СМ проводится не реже одного раза в календарный год, за исключением года ресертификации. Дата первого ИА должна быть не позднее 12 месяцев с момента принятия решения о сертификации. ИА начинается с определения необходимости изменения программы аудитов. После пересмотра программы аудитов и определение продолжительности ИА сертифицированному заказчику направляется договор на проведение работ по ИА СМ. Стоимость работ также как и при первичном сертификационном аудите определяется индивидуально с каждым заказчиком. После подписания договора на проведение работ по ИА СМ обеими сторонами сертифицированному заказчику направляется счет на оплату.

При наличии достаточных оснований со стороны заказчика, ОПС СМ может перенести срок проведения ИА. Инициатором переноса срока ИА также может являться ОПС СМ. При этом заявителю направляется письменное уведомление с пояснением причин переноса проведения ИА.

Порядок проведения ИА соответствует этапу 2 сертификационного аудита.

10 Ресертификация системы менеджмента

Заявка на проведение ресертификации подается заказчиком в ОПС СМ не позднее, чем за два месяца до окончания срока действия сертификата соответствия. При идентификации в ходе ресертификационного аудита значительного несоответствия или отсутствия свидетельств соответствия, устанавливаются сроки выполнения коррекций и корректирующих действий, которые должны быть выполнены до истечения срока действия сертификата.

11 Внеплановые аудиты

ОПС СМ может проводить внеплановые аудиты у сертифицированного заказчика. Причиной для проведения внепланового аудита может послужить:

а) получение информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированной СМ, в том числе поступление жалоб от потребителей сертифицированного заказчика;

б) получение претензий к качеству работ, на которые распространяется действие сертификата соответствия СМ;

в) существенные изменения со стороны сертифицированного заказчика, которые могут оказать влияние на способность СМ продолжать соответствовать требованиям стандарта, на соответствие которому проводилась сертификация;

г) проверка выполнения корректирующих действий по устранению причин несоответствий, повлекших приостановление сертификации;

д) изменение (введение в действие новой версии) нормативного документа, на соответствие которому проводилась сертификация СМ заказчика.

Проведение внеплановых аудитов подлежит обоснованию. При необходимости проведения внепланового аудита ОПС СМ письменно уведомляет заказчика об условиях, на которых будет осуществляться проверка.